Как развивалось искусство в условиях пандемии до технической революции? Поговорим о том, какие культурные процессы происходили во время прошлых эпидемий и как рефлексировали художники в рамках такой непростой ситуации в обществе.
Мрачные картины смерти, поражающей огромное количество людей болезни, всеобщего страха, отчаянья и уныния, грязи, полного беспросветного ада представляются при упоминании пандемий прошлого (чумы, холеры и пр.). Именно подобные образы возникали в произведениях живописи и графики прошлых эпох, особенно средневековья.
Однако в период пандемии т.н. «испанского гриппа» 1918–1920 годов, далеко не всегда создавались мрачные картины. Более того, большинство живописных произведений, написанных такими европейскими художниками, как Мунк, Г. Климт, в тот краткий период, буквально пестрят разнообразием и яркостью красок. И даже более монохромные работы не кажутся мрачными в силу использования достаточно светлых красок (Э. Шиле). Этот феномен «ярких картин», требует особого внимания. Что побудило художников писать яркие, красочные картины в настолько тяжелой ситуации?
Однако в период пандемии т.н. «испанского гриппа» 1918–1920 годов, далеко не всегда создавались мрачные картины. Более того, большинство живописных произведений, написанных такими европейскими художниками, как Мунк, Г. Климт, в тот краткий период, буквально пестрят разнообразием и яркостью красок. И даже более монохромные работы не кажутся мрачными в силу использования достаточно светлых красок (Э. Шиле). Этот феномен «ярких картин», требует особого внимания. Что побудило художников писать яркие, красочные картины в настолько тяжелой ситуации?
Как правило, в монографических исследованиях о названных выше мастерах, лишь упоминается биографический факт болезни, но не анализируется влияние этого фактора на творчество. Картины подобного содержания сейчас часто фигурируют в социальных сетях, но без всякого искусствоведческого комментария.
Густав Климт (1862–1918) в одной из своих центральных картин «Смерть и жизнь» (1910–1915) как будто предсказал эпидемию, закончив свое полотно за несколько лет до пандемии, охватившей мир в первой четверти 20 века. У этого художника необычайно четко читается идея контраста, которая проявляется уже в названии. Земную жизнь он показывает светлой, красивой и разнообразной, словно утверждая: «наслаждайтесь, жизнь удивительна и прекрасна», при этом намекая, что она важнее, чем загробная. Это он делает приемом уменьшения изображения смерти-скелета, с ехидной улыбкой поглядывающего за счастливыми живыми героями правой части полотна. Так, жизнь «во время чумы» представляется бесконечно длящейся, эпидемией она не заканчивается.
Густав Климт (1862–1918) в одной из своих центральных картин «Смерть и жизнь» (1910–1915) как будто предсказал эпидемию, закончив свое полотно за несколько лет до пандемии, охватившей мир в первой четверти 20 века. У этого художника необычайно четко читается идея контраста, которая проявляется уже в названии. Земную жизнь он показывает светлой, красивой и разнообразной, словно утверждая: «наслаждайтесь, жизнь удивительна и прекрасна», при этом намекая, что она важнее, чем загробная. Это он делает приемом уменьшения изображения смерти-скелета, с ехидной улыбкой поглядывающего за счастливыми живыми героями правой части полотна. Так, жизнь «во время чумы» представляется бесконечно длящейся, эпидемией она не заканчивается.

Картина Э. Шиле (1890–1918) «Семья», в какой-то мере, перекликается с идеями Г. Климта, чьим последователем он был. Написанная в 1918 году незадолго до его смерти, она представляет собой портрет членов его молодой семьи из 3 человек, чьи жизни унесет «испанка» – самого художника, его жены Эдит Хармс и их нерожденного ребенка. Спокойная атмосфера картины не совсем характерна для произведений художника-экспрессиониста. Автор как будто уже догадывался, что его жены и сына не станет, поэтому во время болезни он писал ее образ с другой женщины, а сына – с племянника Тони.
Картина не выглядит гнетущей, несмотря на тяжелую историю, которая за ней стоит. Светлые фигуры матери и пухлого ребенка совсем не выглядят болезненными, их кожа сияет на свету. Неспокойную обстановку в мире передает мрачный фон, на котором изображено «святое семейство». Возможно, этими контрастами светлого и темного автор хотел показать любовь и стойкость людей, их противоборство с болезнью.
Картина не выглядит гнетущей, несмотря на тяжелую историю, которая за ней стоит. Светлые фигуры матери и пухлого ребенка совсем не выглядят болезненными, их кожа сияет на свету. Неспокойную обстановку в мире передает мрачный фон, на котором изображено «святое семейство». Возможно, этими контрастами светлого и темного автор хотел показать любовь и стойкость людей, их противоборство с болезнью.

Эдвард Мунк (1863–1944) – один из известнейших в западном искусстве мастеров, «певец жути и мрака», на себе прочувствовал все тяготы болезни «испанки» и смог их достаточно полно отразить в двух своих «Автопортретах с испанским гриппом» (1919). Оба они написаны в свойственной Мунку технике, характеризующейся экспрессивным движением разнонаправленных мазков и разнообразным колоритом. У художника есть и третья картина, посвященная этому тяжелому периоду – «Автопортрет после испанского гриппа» (1919), в которой он изобразил себя после перенесенной болезни. Она менее яркая, но все же в духе двух предшествующих. Очевидно, особая красочность картин периода болезни связана как с давно сложившимся стилистическим особенностям живописи Э. Мунка, так и с его «лихорадочным» и болезненным состоянием.



Можно предположить, что энергичность живописной техники, использование ярких цветов и нестандартное построение композиции, использующиеся в произведениях пандемийного периода трех знаковых европейских мастеров – Г. Климта, Э. Шилле и Э. Мунка – являются некой психологической оппозицией страшной болезни, с которой все они столкнулись. Наблюдается феномен своеобразной «обратной реакции» на происходящее, который был призван поднять дух всех, кто жил в то непростое время.