Соц-арт — одно из направлений постмодернистского искусства, сложившееся в СССР в 1970-х годах в рамках так называемой альтернативной культуры, противостоящей государственной идеологии того периода.
Если просто, то это протестное искусство на политическую тематику, а ля бунд на минималках.
Термин возник в 1972 году благодаря художникам Виталию Комару и Александру Меламиду. Идея пришла во время их совместной подработки в детском пионерлагере. Художникам нужно было изобразить профиль В. И. Ленина, героев войны и труда, колхозниц, рабочих. По воспоминаниям Виталия Комара, в момент осознания бессмысленности данной деятельности между ними произошел следующий разговор:
«В общем, мы дрожали, пили и думали, какие же мы подлецы, что ввязались в эту гадость ради денег. ...завели такой пьяный разговор: „А вдруг существует человек…который делает такое искренне? И это для него такой крик души. И что он рисует? Наверное, своих родных в стиле советских героев“».

Тогда-то к ним пришла идея нового персонажа, воображаемого художника, который делал бы государственный заказ от души. Так появился выдуманный художник-соцреалист «Комар и Меламид». Художники засыпали с чувством, что сделали великое открытие, и так оно и было. Подобную арт-стратегию можно было назвать прямой предшественницей постмодернизма, с его стремлением к травестии и пародии.
Это положило начало созданию портретов в стиле мозаики московского метро, изображению родственников на картинах с лозунгами и т.д.
Это положило начало созданию портретов в стиле мозаики московского метро, изображению родственников на картинах с лозунгами и т.д.

Вдохновленные своим открытием молодые художники принялись с большим воодушевлением воплощать в жизнь творения своего выдуманного автора. Они подписывали своими фамилиями известные советские лозунги. Изображали себя в образе вождей – Ленина и Сталина, а своих родных в образах героев пропагандистских плакатов.
Используя и перерабатывая одиозные клише, символы и образы советского искусства и расхожие мотивы советской политической агитации, соц-арт в игровой, зачастую эпатирующей форме, развенчивал их истинный смысл, пытаясь раскрепостить зрителя от идеологических стереотипов. Ирония, гротеск, острая подмена, свободное цитирование, использование разнообразных форм стали основой броского, эклектичного художественного языка этого направления.

После развала Советского Союза, художник-соцреалист «Комар и Меламид» перестал существовать, хотя дуэт еще долгое время продержался вместе. В 1990-е годы выстрелил их проект «Живопись слонов», ставший пародией на модернизм. Увидев на одной из выставок поздние абстракции Герхарда Рихтера, художники подумали, что слоны могли бы рисовать картины не хуже. Последние работы Комара и Меламида, а среди них «Выбор народа» и «Монументальная пропаганда», вовсе не утеряли остроту мысли и точного попадания в суть времени.

Однако в 2003 году дуэт прекратил существование, а художники продолжили индивидуальные карьеры.
